Убойныe аргументы в споре "о вкусах"
May. 10th, 2007 02:57 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
- "Тебе не нравится потому, что ты не жила в то время в этом месте" ( Бедный Пушкин, кому ж он в наше время понравится-то, o Шекспире я уж и вообще молчу )
- "Ты слишком молода, чтобы понять это", "Это книжка для детей, не оценивай ее взрослыми мерками", "Женщинам такое не нравится" ( На коробки с детскими настольными играми наклеивают бумажку с параметрами - возраст, количество игроков, время игры. Предлагаю наклеивать такую на книжки, диски с фильмами и театральные билеты, только нужно еще добавить пол, возраст, род занятий и национальность. )
- "Мне жаль тебя, ты просто не видишь всей глубины ЭТОГО" ( Без комментариев. Но очень прочувствованный аргумент )
- "Ты слишком молода, чтобы понять это", "Это книжка для детей, не оценивай ее взрослыми мерками", "Женщинам такое не нравится" ( На коробки с детскими настольными играми наклеивают бумажку с параметрами - возраст, количество игроков, время игры. Предлагаю наклеивать такую на книжки, диски с фильмами и театральные билеты, только нужно еще добавить пол, возраст, род занятий и национальность. )
- "Мне жаль тебя, ты просто не видишь всей глубины ЭТОГО" ( Без комментариев. Но очень прочувствованный аргумент )
no subject
Date: 2007-05-10 12:10 pm (UTC)"Ты слишком молода, чтобы понять это" - не знаю, как тебе, но мне знакомо. "Идиота" Достоевского, например, пытался читать три раза. После третьей попытки (единственной удачной), понял, что правильно сделал, что в предыдущие разы не мучал себя: просто испортил бы удовольствие от хорошей книги.
А наклейки - штука полезная, если не воспринимать их буквально, а только как общие сведенья ;) Аниме, например, тоже делают имея ввиду совершенно конкретную целевую группу для фильма или сериала. Нечто вроде: это для мальчиков 7-9 лет, а это - для девочек 12-13. И ничего, многие я тоже с удовольствием смотрю и то, что я раз в два старше этих мальчиков-девочек, мне не мешает :)
Вот последний - это дааа! Действительно, очень прочувствованный аргумент :))
no subject
Date: 2007-05-10 12:22 pm (UTC)Легитимно сказать "книжка Х нравится мне потому, что напоминает детство", но совершенно нелегитимно утверждать, что кому-то другому она не нравится из-за того, что его детство протекало в другом городе. Это утверждение не работает назад. Вы же сами сказали "нравятся не потому что хороши, а потому что напоминают о хорошем". Из этого утверждения явно следует, что они не особенно хороши, и не нравятся вашему оппоненту именно поэтому. То, что у вас есть какие-то субьективные причины любить их, никак не касается вашего оппонента. То же касается и возраста.
Мне все-таки кажется, что по-настоящему талантливые вещи - они в основном вне возраста, пола и прочих классификаций.
no subject
Date: 2007-05-10 01:32 pm (UTC)А что может работать аргументом в дискуссии о том, что талантливо, а что нет???
Из субъективных ассоциаций строятся субъективные мнения. Ну да, всё нормально. Разве есть мнения объективные? В принципе, конечно, есть, но мне не доводилось видеть критическую статью, подписанную "Господь Бог" ;)
Вовсе не следует. Вот мне, например, очень нравится альбом Битлов "Hard day's night". Одна из главных причин - эта пластинка была у моих родителей и с неё началось моё знакомство с рок-н-роллом. Но, даже если бы это было не так, я всё равно не считаю этот альбом "не очень хорошим", более того, я его считаю хорошим и ещё более того, много людей кроме меня считают его хорошим ;)
Тоже не согласен. Вот ту же "Машеньку" я бы в 12 лет вряд ли бы оценил. Думаю, она бы мне не понравилась: нихрена не происходит, люди заняты непонятно чем и думают непонятно о чём... И вообще, я не понял, где пираты, великаны, рыцари, наконец?!
Или Джек Лондон: в 14-15 лет я им зачитывался, потом как-то захотелось перечитать... Ничего особенного...
no subject
Date: 2007-05-10 01:53 pm (UTC)Из субъективных ассоциаций строятся субъективные мнения. Ну да, всё нормально. Разве есть мнения объективные? В принципе, конечно, есть, но мне не доводилось видеть критическую статью, подписанную "Господь Бог" ;)
Я не говорю о господе боге и истине в последней инстанции, но да, даже в споре об искусстве есть аргументы обьективные, а есть субьективные. Аргумент "это хорошо, потому что напоминает мне Катю из моего детского садика" - субьективен абсолютно, его можно констатировать, но нет смысла обсуждать. Аргумент "это хорошо, потому что автор сумел построить пространство таким образом, что у зрителя возникло ощущение уходящей вдаль перспективы, что перекликается с общей идеей бесконечности времени, на которой строится весь спектакль" ( это так пример от балды ) - обьективен. Не в том смысле, что является истиной в последней инстанции, а в том смысле, что здесь есть тема к обсуждению для двух людей. Можно обсудить построение пространства, декорации, согласиться или не согласиться. Обсуждать же Катю не имеет смысла. Она имеет отношение только к одному из оппонентов и говорить, что "тебе не нравится просто потому, что ты с Катькой не знаком" - глупо. Если бы даже он был знаком с Катькой, не факт, что ему бы нравилось. Вам вот нравится, а ему нет.
Вовсе не следует. Вот мне, например, очень нравится альбом Битлов "Hard day's night". Одна из главных причин - эта пластинка была у моих родителей и с неё началось моё знакомство с рок-н-роллом. Но, даже если бы это было не так, я всё равно не считаю этот альбом "не очень хорошим", более того, я его считаю хорошим и ещё более того, много людей кроме меня считают его хорошим ;)
Это никто не пытается оспорить. Легитимно сказать "мне нравится потому, что с этого началось моё детство", но сказать "это талантливо, потому что с этого началось мое детство" - это по-моему бессмыслица, нет? Есть разница между частными утверждениями и всеобщими.
Тоже не согласен. Вот ту же "Машеньку" я бы в 12 лет вряд ли бы оценил. Думаю, она бы мне не понравилась: нихрена не происходит, люди заняты непонятно чем и думают непонятно о чём... И вообще, я не понял, где пираты, великаны, рыцари, наконец?!
Отлично, что вы это написали, потому что вот лично мне как раз в 12 лет ужасно нравилась Машенька. Вот вам честное слово. Именно Машенька и именно в двенадцать. Так что дело тут не в возрасте, а в индивидуальности. Я не отрицаю, что есть некоторые возрастные тенденции и возможно я тут несколько выбиваюсь из общей картины, но никогда нельзя переводить тендеции на конкретных людей. То, что Иван Петров пишет про войну, а большинство женщин предпочитает читать про любовь совершенно никак не говорит о том, что мне не нравятся его книжки именно потому, что он пишет про войну.
Мне кажется, я просто недостаточно ясно обьяснила. Я вовсе не говорю о нелегитимности личных ассоциативных мотивов в любви к книжкам и фильмам. Я только говорю, что нельзя на основании личных ассоциаций делать общие выводы. Для общих выводов нужны общие основания. И наоборот. Нельзя на основании общих тенденций делать частные выводы о конкретных людях. Вот и все.
no subject
Date: 2007-05-13 03:45 pm (UTC)С этим не могу не согласиться, действительно, чисто эмоциональные мнения обсуждать невозможно, разве что поделиться ими и всё. Но это же техника, а не гениальность.
В кино и театре не силён, но в музыке такого хватает, особенно среди рокеров. В одном из сольных альбомов Марти Фридмана (гитарист Megadeath) есть такой момент: идёт этакая "злая и матёрая соляга" на несколько минут, Марти наяривает что-то ну супер-пупер сложное и, на пике гитарных выкрутасов, вдруг раздаётся голос: "Shut up, we know you can play!"
По-моему, талант определяется не владением техникой, а тем, как "цепляет" (что ни в коей мере не умаляет важности владения техникой).
(no subject)
From:давненько мы не спорили о вкусах :)
Date: 2007-05-10 01:35 pm (UTC)Я думаю, что в восприятии и оценке каждого произведения сплетаются помимо прочего общий образовательный уроваень человека, жизненный опыт, интересы, воспоминания, харрактер, склад ума. Так что я легко могу представить что какое-то произведение соберёт больше поклонников среди мужчин, а какое-то среди женщин, какое-то среди молодёжи, а какое-то среди людей 30+ или 50+
Re: давненько мы не спорили о вкусах :)
Date: 2007-05-10 02:07 pm (UTC)Дело даже не столько в невежливости, сколько в полной безосновательности.
P.S. Для меня тема вообще вторична, я воспринимаю ее только как основку, на которую собственно ткань произведения натягивается. Скажем так: "как" интересует меня гораздо больше, чем "что", потому что вот этих "что" - ограниченный набор, а как - это и есть индивидуальный язык автора. Но у всех это по-разному работает конечно.
Re: давненько мы не спорили о вкусах :)
Date: 2007-05-10 03:19 pm (UTC)Re: давненько мы не спорили о вкусах :)
From:Re: давненько мы не спорили о вкусах :)
From:Re: давненько мы не спорили о вкусах :)
From:Re: давненько мы не спорили о вкусах :)
From:Re: давненько мы не спорили о вкусах :)
From:Re: давненько мы не спорили о вкусах :)
From:Re: давненько мы не спорили о вкусах :)
From:Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: А мы и не спорим!
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:Re: Давненько мы не спорили... :-)
From:чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From:Re: чисто субъективное мнение :)
From: (Anonymous) - Date: 2007-05-14 04:52 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2007-05-10 12:45 pm (UTC)пивакнижки или фильма берешь. Наклейки в форме анкетных данных - это ярлык. Меня коробит, когда на что-то Настоящее приклеивается ярлык. Просто неприятно и все. Скажем наклеить на набоковскую Машеньку наклеечку "Любовный роман" или на Андрея Рублева "Историческая драма" - у меня от этой мысли зубы сводит, как пенопластом об асфальт. Это конечно мое исключительно имховое имхоno subject
Date: 2007-05-10 01:39 pm (UTC)no subject
Date: 2007-05-10 01:59 pm (UTC)Это маркировка, да. Я говорила именно о бесполезности наклеек.
no subject
Date: 2007-05-10 03:50 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-05-10 01:49 pm (UTC)А теперь представь себе ситуацию: некий любящий кино и интересующийся им, ну, скажем, филипинец, не имеющий никакого понятия о советском и российском кинематографе, хочет посмотреть какой-нибудь хороший русский фильм. Причём это - всё, что о нём известно. Т.е. нужно порекомендовать не один фильм, а несколько, из которых он сам смог бы выбрать. И как тут без ярлыков?
Аж передёрнуло!
П.С. Ничего, что я так цитаты выделяю?
П.П.С. Может на "ты"?
no subject
Date: 2007-05-10 01:57 pm (UTC)Понимаешь, я думаю, что наклейка "Историческая драма" ровно ничего не скажет неосведомленному человеку об этом фильме. Более того, она может его даже обмануть. Вот наклейка "Боевик" на фильме Терминатор - в самый раз. Так мне кажется.
Для рекомендаций на серьезные фильмы нужны не наклейки, а индивидуальные отзывы хотя бы в паре предложений. Только они могут как-то что-то прояснить.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-05-10 12:13 pm (UTC)no subject
Date: 2007-05-10 12:23 pm (UTC)Просто повспоминала разное слышанное от разных людей.
no subject
Date: 2007-05-10 12:57 pm (UTC)же
no subject
Date: 2007-05-10 01:00 pm (UTC)no subject
Date: 2007-05-10 01:13 pm (UTC)о вкусном
Date: 2007-05-10 02:56 pm (UTC)Re: о вкусном
Date: 2007-05-10 04:23 pm (UTC)Re: о вкусном
From:no subject
Date: 2007-05-14 03:00 pm (UTC)no subject
Date: 2007-05-14 04:15 pm (UTC)Вы имеете ввиду, что "большое" должно нравиться любому вменяемому человеку? :))
no subject
Date: 2007-05-14 04:52 pm (UTC)no subject
Date: 2007-05-14 06:33 pm (UTC)С величием у меня сложно. Я как-то не дружу с этим словом.
Обычно говорю "талантливое", "настоящее" и всякое прочее в том же духе.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: